+7-913-690-36-04 / +7-913-999-07-96
заказать звонок обратная связь

Лыжный поход на Тёплый ключ

04.05.2018

Хочется начать наш рассказать, с технического отступления. Данный поход состоялся благодаря «Республиканскому центру туризма, отдыха и оздоровления» и мы (точнее я), попали в него практически случайно.

Мысли материальны, хотелось там побывать и карты сложились сами собой. Наша мероприятие состоялось в марте 2018 г. Активная часть маршрута начиналась из окрестностей села Бийка - Теплый ключ - Бийка.

Выехали мы рано утром из Горно-Алтайска и планировали по максимум доехать до Садринского озера, рассчитывали что дорога из Бийки до Садры может быть проезжена лесовозами. Но как оказалось сейчас работает другая деляна и на Садру есть только снегоходный след. В итоге наш маршрут на первый день составил около 18 км, не много, но не имея опыта, мы пришли на Садру уже поздно вечером и порядком уставшие.

В целом по маршруту мы планировали по максимуму ночевать в охотничьих и рыбацких домиках. Поэтому и в первую ночь мы решили что ставить палатку не стоит, хоть она у нас и была.

Переночевали в Аиле, уже ночью он остыл и с утра мы проснулись вместе с небольшим похолоданием.

Сегодня нам предстояло выйти в перевал и дойти до домика на Верхнем Албасе, расстояние которое нам предстояло пройти совсем небольшое около 12-14 км.

Но сложности подстерегали нас сразу. Путь лежал через само Садринское озеро, и уже на нем мы начали проваливаться в лыжах по колено, намочив лыжи и получив хороший налип стало понятно – день будет длинный.

Снимок экрана 2018-03-06 в 13.57.46.jpg

Следа здесь практически не было, точнее сначала не было совсем, но потом мы нашли слабое очертание следа от группы Дудника Андрея (он примерно за месяц ходил по этому же маршруту). Поэтому вначале, чтоб тропить лыжню нам приходилось снимать рюкзаки и двойками прокладывать дорогу, а встав на след лыжи стали усаживаться не больше 40-50 см и дальше мы уже тропили лыжню с рюкзаками по очереди.

В таком монотонном режиме шел наш день, каждые 100 м небольшого подъема и ты чувствовал как все это не просто.

Не хочу в даваться во все прелести тропления по-свежему снегу, но результатом стало то, что мы к вечеру не успели выйти к планируемому домику и решили ночевать в поле, благо на этот случай мы тащили палатку и печку.

Снимок экрана 2018-03-06 в 13.57.19.jpg

Ночь выдалась достаточно комфортной, спали правда не много около 4 часов.

Снимок экрана 2018-03-06 в 13.56.51.jpg

На утро продолжили путь и в итоге до вершины перевала мы не дошли вчера пары км. Спустившись уже на территорию Хакасии мы обнаружили снегоходный след и по нему зашагали веселее, примерно к обеду мы дошли до избушки на верхнем Албасе, где хотели ночевать в предыдущий день. Но нам нужно было нагонять свой график, поэтому попили чай и пошагали дальше, к тому же до нижнего Албаса, а точнее уже Абакана нужно было спустится по реке около 13 км.

Снимок экрана 2018-03-06 в 13.45.01.jpg

Итогом дня стало наше прибытие к Абакану к около 9 часов вечера и как на зло домик оказался занят маленькой снегоходной группой. Деваться нам было некуда, тем более, что палатку и печку мы коллегиально решили спрятать на верхнем Албасе, чтоб не таскать за зря (мы же были уверены что домик есть и проезжающие на встречу снегоходные группы говорили что он свободен). В лесу друг друга не бросают, поэтому мы не долго думая напросились в соседи и единственные места которые были свободны это на полу. Скажу честно, устали мы на славу, поэтому лично я уснул как младенец и не просыпался всю ночь.

На сегодня нам предстоял финишный рывок до Теплого ключа, по Абакану было примерно 30 км, но здесь был снегоходный след и река практически не набирала высоты, по крайне мере это не сильно ощущалось.

Снимок экрана 2018-03-06 в 13.43.16.jpg

Уже на подходе к Бедую мы начали встречать первые рыбацкие группы на Абакане и место это называлось «Золотая яма». Немного пообщавшись с ребятами мы во-первых узнали, что нам осталось идти около 10 км, а во-вторых они предложили нам оставить один рюкзак и привезти его вечером на базу, на что мы любезно согласились.

Пройдя еще несколько километров, мы дошли до Бедуйской ямы, где вновь были снегоходные группы, тут нам любезно предложили  оставить еще один рюкзак. От сюда до ключа оставалась  совсем рукой подать, примерно 5 км по Бедую. Но пройдя еще тройку км, двоих из нас у кого были рюкзаки подобрали рыбаки на снегоходах и добросили до базы на Теплом Ключе. Вот так к 18:00 мы прибыли на место.

База которая находится на самом Теплом ключе, за последние годы подверглась хорошей реконструкции, построены новые домики, все достаточно мило и чистенько. Да никаких излишеств, но в тех условиях для меня казалось – «ВАУ».

Да и сейчас я считаю что там все очень уютно.

Но так как наш поход было вызовом самим себе, мы жили в старом домике, который был построен еще 1982 г для проживания шахтеров, таких домов в окрестности ключа около 10 шт, одни в разваливающемся состояния, другие как наш, очень даже ничего, даже за ночь он не остывал полностью, особенно после того как мы присыпали завалинку снегом.

YDXJ0047 (1).jpg

Целью похода был конечно Теплый ключ. Поэтому мы не торопились уходить и жили тут 3 ночи. Регулярно принимая лечебные ванны. Источник естественный, сделанный таким образом, что проточная вода собирается в крытом помещение. Поэтому чтоб принять лечебную процедуру не нужно бегать голышом по снегу, зашел в помещение, налево мальчики, направо девочки, разделся и лежишь отдыхаешь.

Но для любителей чего-то большего, чем просто лечебная процедура, есть ванна на улице, которую можно набрать и понаслаждаться окрестными видами.

Время на базе летело быстро, мы сами не успели заметить как прошли полные двое суток покоя. Но ничего не поделаешь домой возвращаться тоже нужно.

Дорога домой сразу показалась легче, первый же переход мы преодолели уже к обеду.

Снимок экрана 2018-03-06 в 13.44.07.jpg

На следующий день запланировали небольшой переход от устья Албаса к избушке на верхнем Албасе. И так как это должно было занять около 4-5 часов, мы проснулись поздно и долго раскачивались. Когда мы добрались до домика было уже начало пятого, но самое обидное он оказался занят. Быстро приняли решение, что нужно терпеть и идти дальше до Садры, как вы помните, примерно 12-14 км, но перевал со стороны Хакасии спускается вниз. В общем мы решили сделать «двойной переход».

В начале все было и в правду легко, катились где-то вниз, было даже весело. Но очень скоро стемнелось и силы стали покидать, обеда или какого-то нормального перекуса с горячим чаем мы не успели сделать, поэтому оставалось идти просто на волевых. Не буду подбирать эпитетов, чтоб описать наше настроение и состояние, скажу лишь в лагерь на Садринское озеро мы пришли около 21-22 часов, полностью выжатые. Минуя длинный переход было обалденно приятно растопить печку и оказаться на кровате, что не передать словами.

Из-за двойного перехода нам удалось выиграть день, но благо на Садре есть вай-фай, по вотсапу мы смогли связаться с большой землей и договориться, чтоб нас забрали на день раньше. Переход от Садры в сторону Бийки, мы практически пробежали, он показался разминкой, не то что в первый день. И тут нас благополучно встретил уазик и мы в отличном настроение помчались домой к родным и близким.

Вот так пролетели наши девять дней, получили интересный опыт и несмотря на сложности запланировали на следующий год повторить.

Как это было смотрите на нашем видео:

P.S. Говоря повторить чуть выше не значит сделать все точно так же, теперь уже имея некоторый опыт, можно и нужно сделать лучше, но вновь побывать на Теплой ключе в Хакасии. Несмотря на все страсти и сложности зимнего похода, мне кажется возможным на должном уровне организовывать даже коммерческие вариации, но с привлечением снегоходного сопровождения, что позволит разгрузить лыжников от тяжелых рюкзаков и бытовых сложностей. Так что скоро напишем новый маршрут, а если вам уже хочется туда то скорее пишите нам. Зима близко)).

Тимошенский Сергей

Возврат к списку

Есть вопросы? Свяжитесь с нами!

+7-913-690-36-04 / +7-913-999-07-96
Алтай-квест - приключения, которые не забыть!